Царство машин во время пандемии
Многим кажется, что пандемия открыла что-то новое и полностью изменила весь мир. Это не совсем так, правильнее говорить об ускорении уже существующих процессов: всевозможные доставки и интернет вещей, тотальный контроль и слежение, дистанционная работа и смещение рабочего графика — всё это развивалось последние годы, сейчас процесс пошёл быстрее.
Но есть одна вещь, про которую в Москве и других российских городах забыли: велосипеды и самокаты. Политики и чиновники просто их игнорируют, мотивируя сесть за руль для поездок дальше 100 м от дома. Наши транспортные взгляды всё ещё на уровне прошлого века и игнорируют объективные плюсы.
Рекомендация врачей и здравой логики
Людям важно двигаться, это вопрос физического и ментального здоровья. Вы же ещё помните, как раньше все мерялись количеством шагов, а страховые и другие компании давали скидки за подвижный образ жизни?
Малоподвижный образ жизни — основная причина многих смертей от инсульта, диабета и болезней сердца, в мире от этого умирает более 16 млн человек.
Ещё тут можно вспомнить автомобильные аварии, число жертв и пострадавших во всём мире. В обычное время это уносило от 2% до 5% от ВВП России и создавало дополнительную нагрузку на врачей. Как раз последнее в нашей ситуации ключевое — система здравоохранения перегружена, им не до этого.
Сюда же можно отнести проблемы с экологией: основная причина загрязнений в большинстве городов — выбросы транспорта. В Москве, например, 90% всех загрязнений — от автотранспорта, это убивает каждого из нас.
Так мы приходим к тому, что было понятно ещё до пандемии: нужно пересаживать людей из машин на велосипеды и общественный транспорт. Это вопрос не только пробок, но и общего качества жизни в городе. Сейчас это стало даже актуальнее, на самоизоляции с подвижностью стало лишь хуже.
Поэтому ВОЗ опубликовала методичку о безопасных способах передвижения в городах в период пандемии COVID-19, внимание на велосипед и простую ходьбу.
Ассоциация американских проектировщиков и транспортных чиновников NACTO тоже выпустила список рекомендаций для городов на время самоизоляции. Среди мер: замедление машин, отключение кнопок на светофорах, реорганизация работы общественного транспорта, расширение тротуаров вплоть до закрытия движения машин, сделать велопрокат бесплатным и оборудовать временные велополосы.
Пропуск для велосипеда
В Москве для поездок на транспорте обязательно нужно получать пропуск. Но есть проблема: система работает больше недели, было несколько обновлений, но там так и не появился раздел для велосипедистов. Бравые сотрудники полиции даже успели оштрафовать нескольких людей за это, хотя странно винить горожан: разработчики сами сделали ловушку.
В соцсетях почти каждый день появляется новая информация по заполнению пропусков на велосипед: сначала нужно было заполнять как для машины, затем — общественный транспорт без привязки Тройки, теперь — транспортные поля нужно оставить пустыми.
А что в мире?
Сейчас каждый город остался наедине с проблемой, практики «правильно-неправильно» ещё нет. Но ряд городов как раз закрывают улицы для машин, делают временные велополосы и другие вещи из методички NACTO — кто-то больше, кто-то чуть меньше.
Вена за последние недели обустроила 29 временных пешеходных зон для сокращения распространения вируса. Часть зон с полным закрытием движения автомобилей.
Городской совет Нью-Йорка планирует принять закон, который обяжет мэра открыть 120 км улиц для пешеходов и велосипедистов. Ранее мэр Нью-Йорка Билл Де Блазио уже пытался открыть улицы для людей, но эксперимент провалился. Члены Городского совета и общественные организации утверждают, что это задумка не сработала из-за малого охвата — 3 км пешеходных улиц явно недостаточно для столь огромного города. Призывы общественных организаций задействовать больше улиц мэром услышаны не были.
Окленд планирует открыть для пешеходов, велосипедистов и бегунов 120 км улиц, чтобы люди могли поддерживать физическую активность на свежем воздухе, сохраняя дистанцию.
Канадский Виннипег (750 тысяч жителей) ограничил движение автомобилей на 4 ключевых улицах с 6 апреля по 3 мая на четырёх улицах ради поддержания активности горожан. Проехать на машине могут только местные жители. На схожие меры пошли в Калгари:
Карантинные ограничения ввели в Германии 22 марта, но здесь разрешена индивидуальная физическая активность на свежем воздухе. Виды активности не ограничены: можно бегать, передвигаться на велосипеде, гулять. При этом важно сохранять социальную дистанцию как минимум в 1,5 метра со всеми, кроме тех, с кем живёшь. Веломастерские открыты во всей Германии, а веломагазинам разрешено работать в трёх федеральных землях: Саксонии-Анхальт, Мекленбурге-Передней Померании и в Берлине.
В Берлине первые расширенные велополосы появились в самом начале пандемии. Первый опыт оказался столь удачным, что там выпустили рекомендации для масштабирования подобных велополос.
Подобные истории появляются почти каждый день и в мегаполисах, и в небольших городах. Некоторые ресурсы пытаются сводить всю информацию на картах, но вряд ли они поспевают за всеми новостями. Схема ниже от 3 апреля, но даже на то время она не учитывала множество городов.
Мы на этом фоне всё ещё немного банановая республика. Но уже создано открытое письмо президенту и правительству с предложением в период пандемии как раз обратить внимание на велосипед и другие средства индивидуальной мобильности. Это те вещи, которые хорошо работают сейчас и будут работать после окончания пандемии без проблем для окружающих. Подписать можно тут: act.letsbikeit.ru/covid19