August 12

Как подружить экономику и транспорт


Меня очень радует, как в Челябинске обновляют билетное меню. У них прямо получается всё по учебникам и это хороший опыт для всей России.


Чтобы общественный транспорт ездил быстро, надежно и регулярно, важно не только делать выделенные полосы, закупать технику и ремонтировать пути, но ещё и заниматься экономикой транспорта. У нас это считается сложным и непонятным, этому никто не учит, поэтому никто особо этим не занимается.

Условно у нас либо города, где нашли кучу денег на брутто-контракты и оплачивают работу из казны без особых изменений сети, либо те, где вообще на всё забили и оставили маршрутки. Короче, колбасит из одной крайности в другую.

Здоровая же ситуация где-то посередине: когда за счёт выделенных полос сокращают транспортную работу без потери качества и снижают дублирование сети. А ещё денег всегда не хватает, поэтому нужно избавляться от кондукторов и как-то собирать деньги за проезд. И тут выясняется, что для корректной работы и «принятия» изменений важно ещё и нормальное билетное меню делать, а для этого нужно внести кучу правок в законы и бюджеты!

Челябинский опыт хорош тем, что здесь людей всеми силами подталкивают к покупке безлимитных проездных — сейчас он равен 44 поездкам по разовым билетам. То есть если кто-то совершает хотя бы две поездки в день (дом-работа-дом) — ему выгодно купить проездной.

На общегородском уровне это значит, что пропадает нужда в кондукторах и вряд ли будут массовые зайцы — в этом просто нет смысла, хотя выборочные проверки всё равно нужны. У оператора же появляются длинные деньги и возможность планировать свой бюджет. Жители же ездят по городу на любом удобном маршруте, не ориентируясь на цену, а исходя из времени и собственного комфорта. В общем, все в выигрыше, хотя работа затрагивает много разных отраслей и не очень популярна на первых шагах.

На самом деле, именно по такой схеме работает почти весь транспорт Европы, поэтому там часто даже в метро нет турникетов — нет смысла тратить на них деньги, когда у 99 их 100 пассажиров длинный безлимитный проездной.

И заодно напомню свой старый материал про экономику транспорта — он не потерял актуальности, но за 7 лет хотя бы начали появляться примеры типа Челябинска.

Больше постов и роликов про урбанистику в других соцсетях:

Телеграм, ВК, ФБ, Тик-ток, Твиттер, Инстаграм, Ютуб