October 10

Правила для электросамокатов — как теперь ездить?

Помните времена, когда все активно следили за новостями про проблемы электросамокатов и правил дорожного движения, а не куда ударили ракеты? Тем временем, в пятницу Правительство всё же утвердило правки в ПДД относительно электросамокатов и велосипедов.

Я понимаю, сейчас эта новость, мягко говоря, кажется несвоевременной (особенно после видео ударов по велопешеходному мосту), но подгадать нейтральный момент сейчас нереально — такими темпами обзор выйдет примерно никогда, а тема всё же заслуживает внимания.


У правок в ПДД богатая предыстория, первые разговоры о необходимости отделить понятия электросамокат от пешеходов появились ещё перед ковидом. В ноябре 2019 года Минтранс опубликовал первый проект правок, где было много ошибок и нелепых вещей. Затем неоднократно пытались принять хоть что-то, но из-за разных мнений в Минтрансе, МВД и у прочих заинтересованных сторон договориться не получалось.

Теперь электросамокат и другие виды транспорта вывели в категорию средств индивидуальной мобильность. В целом, правила похожи на правила для велосипедов, но есть отличия:

1. Если нет велоинфраструктуры, СИМ должны ездить по тротуару, а не по проезжей части. Точнее, по проезжей части могут, но в виде исключения, как велосипедисты могут в виде исключения по тротуару;
2. Ограничена масса СИМ для передвижения по тротуарам и пешеходным зонам — 35 кг;
3. Для всех СИМ ограничение скорости везде — 25 км/ч;
4. СИМ не могут ездить по автобусным полосам;
5. СИМ не могут обгонять или объезжать автомобили на проезжей части слева, даже припаркованные;
6. СИМ не могут двигаться по дорогам с ограничением скорости выше 60 км/ч;
7. На тротуарах в случае создания помех пешеходам с СИМ можно не спешиваться, а просто снизить скорость до скорости пешехода;
8. Детям до 7 лет запрещено ездить на СИМ в одиночку, в отличие от детей на велосипедах.

Другие хорошие изменения:
1. Теперь светофор лунного света (который для проезда общественного транспорта) действует и на другие виды транспорта, которые передвигаются по автобусной полосе;
2. Светофор с изображением велосипеда теперь распространяется на мопеды, если они едут по полосе для велосипедистов;
3. Ввели чёткое правило, что при пересечении проезжей части на велосипеде и СИМ вне перекрёстка нужно уступать другим участникам движения;
4. Пешеходы теперь должны уступать дорогу велосипедистам и СИМ на велодорожках и при пересечении велодорожек;
5. На велосипедах теперь не нужно включать фары днём;
6. Теперь велосипедисты должны не создавать помех на тротуарах только пешеходам. Раньше было написано «иным лицам», чем пользовались в судах автомобилисты, которые сбили велосипедистов на тротуаре, типа «вина обоюдная».

Минусов тоже много:
1. Забыли распространить на СИМ пункт-исключение о включении днём фар;
2. Пересечение дороги по пешеходным переходам не разрешили. Ранее планировали разрешить это для СИМ, но при этом оставили для СИМ требование руководствоваться пешеходным светофором, в случае, если они едут по тротуару. Скорее всего, изменили пункт в последний момент и забыли про связанные с ними пункты;
3. Зачем-то обязали велосипедистов и СИМ использовать светоотражающие элементы на одежде ночью за городом. При том что сами велосипеды и СИМ и так должны в своей конструкции иметь светоотражатели, а при спешивании они становятся пешеходами, которые также должны такие отражатели иметь;
3. Зачем-то ввели по тексту новый вид велоинфраструктуры, звучащий как «велосипедная дорожка в пешеходной зоне». Определение безграмотно, так как это разные виды инфраструктуры, которые не могут одновременно существовать, либо одно, либо другое. На таких велодорожках прописали спешиваться, то есть по сути это не велодорожки, а просто пешеходные зоны, но со знаком велодорожки, который ни на что не влияет.

В целом документ в лучших традициях современного российского нормотворчества размыт, написан непонятно и в нём уже множество несостыковок. При этом, худшие предложения всё же удалось отбить, но итоговые решения далеки от идеала. У Григория Скарченко можно посмотреть полный анализ всех пунктов с комментариям, пост как раз написан на основе его материалов.

Больше постов и роликов про урбанистику в других соцсетях:

Телеграм, ВК, ФБ, Тик-ток, Твиттер, Инстаграм, Ютуб