Солнечный: почти европейский район на окраине Екатеринбурга
На самой окраине Екатеринбурга строят новый жилой район — Солнечный. У него стандартная для России проблема стройки в поле, зато дальше начинается что-то необычное: адекватная этажность, разная архитектура, безопасные улицы, много зелени и даже велодорожки.
Здесь уже построено 265 тысяч квадратных метров жилья, на которых проживает около 10 000 жителей. К 2023 году в районе появится еще 244 тысячи жилых квадратов, а население удвоится.
Транспортная недоступность
Большой минус Солнечного — транспортная доступность. Район находится буквально в поле, на окраине города. Чтобы доехать до центра, потребуется как минимум полчаса ночью и час-полтора в часы пик. На велосипеде или пешком сделать это в принципе невозможно из-за развязок по пути. Нормального общественного транспорта тоже нет: сюда ходит два маршрута, но без выделенных полос автобусы просто стоят в пробке со всеми.
В общем, здесь у жителей по сути нет альтернатив и сформировалась зависимость от автомобиля — в них комфортнее стоять в пробках. В итоге получаем и проблемы для самих жителей, и улицы-парковки, и перегруженный Екатеринбург — утром весь район садится за руль и едет блокировать улицы города, а вечером всё повторяется в обратную сторону.
Справедливости ради, надо сказать, что здесь запланировано строительство трамвайной линии — она уже заложена в планы и габариты улиц. Говорят, что на неё уже почти выбили деньги и до 2024 года должны построить.
Будем надеяться, что жителям Солнечного не придётся ждать несколько поколений, как это было в соседнем районе Екатеринбурга — Академическом. Там стройку обещали очень долго и начали лишь в этом году.
Ещё слышал, что до района хотят проложить скоростную линию автобуса, но точных планов нет.
Пока жители выбирают личный автомобиль, что сказывается и на самом районе. Например, здесь дворы без машин, зато улицы и пустыри используют как огромный паркинг. Наверное, если сложить всю площадь парковок, то получится второй Солнечный, но уже для автомобилей.
Это никуда не годится. Транспортную доступность нужно создавать ещё до заселения людей, чтобы не создавать себе и другим проблем с пробками и парковками. Тут можно вспомнить мой старый материал про новый район Вены — там хорошо понимали, что беду проще не допустить, чем распутывать потом клубок проблем.
Дворы и улицы
В Солнечном вернулись к квартальной застройке с закрытыми дворами. Люди сразу понимают, где двор (и чей он), а где улица. Первое — это приватное пространство, второе — общественное.
Здесь сразу заложили разные типологии улиц и сформировали сеть улиц с непрерывной вело-пешеходной инфраструктурой.
Велодорожки есть на каждой улице, и они не прерываются на перекрёстках. Да, оказывается, так можно было делать!
Улицы нормального размера с понятным и простым дизайном: сразу ясно, где ходить пешком, где ездить на машине и как велосипедисту переезжать перекрёсток. Здесь нет ни одного забора, безопасность обеспечивают именно дизайном улиц с выступами у переходов, круговыми перекрёстками и треугольниками видимости на перекрёстках.
То же разнотравье по бокам перекрёстка выполняет функцию забора, чтобы люди не выходили в мёртвой зоне водителя. Только в отличие от заборов, трава красиво выглядит, работает на биоразнообразие и не закрывает обзор треугольника видимости для водителей, пешеходов и велосипедистов.
Здесь даже сделали приподнятый перекрёсток с мощением!
В России часто встречаются приподнятые пешеходные переходы, а вот приподнятый перекрёсток — уже более редкое явление, потому что встаёт вопрос водоотвода. Здесь проблему решили полыми бордюрами, через которые вода идёт в единую ливнёвую канализацию. Ещё бы знаки поставить без ядовитых рамок и малого размера — было бы прямо супер.
Хотя один просчёт всё же случился: на главной улице впихнули светофор, хотя тут улицы 1+1. Лучше в таких случаях делать мини-кольца — они проще, дешевле и пропускают больше машин. Но тут ещё ходят автобусы, для них нужен больший радиус круга, а места под это нет. В таких случаях обычно всё равно делают круговое движение, но центр круга мостят плиткой: машины проезжают полный круг, а автобусы могут или немного заехать на мощение, или вообще проехать круг прямо.
Озеленение сделано разного уровня: есть деревья, кусты и даже разнотравье. Всё многолетнее и взрослое — не придётся ждать десятилетия, прежде чем деревья начнут давать какую-то тень и успокаивать ветер. Снимаю шляпу перед застройщиком, ландшафтными архитекторами и садовниками района!
Хотя лучше деревья размещать между парковками вдоль линии столбов — это и визуально красивее, и улица не выглядит как парковка автосалона.
На одной улице даже так сделали, но дальше почему-то это не пошло.
Благодаря озеленению нет ощущения, что ходишь среди бетонных джунглей, хотя кварталы достаточно плотные. Лет через 5, когда деревья и другая зелень подрастут, тут должно стать ещё лучше.
Подъезды тут выходят на двор и улицу. Необычно, что около новых домов предусмотрели места для погрузки и разгрузки. Как ни странно, на них даже никто не припарковался. Интересное и полезное решение для многих жителей, особенно во время заселения дома и ремонта.
И ещё необычно, что на некоторых улицах работает платная парковка. Вероятно, улицы тут размежёваны как дворы (поэтому они не были превращены в адовые дороги по нашим устаревшим стандартам), благодаря чему управляющая компания с жителями смогли такое сделать без участия города. Для местных она бесплатна, а для остальных стоит 10–12 рублей в час.
Внутри одного двора
В Солнечном несколько застройщиков, которые делали разное благоустройство. Я заглянул только в один двор, поэтому буду рассказывать о нём.
Двор полностью пешеходный, и здесь очень много зелени.
Зелень — это самое важное благоустройство. Как только застройщик сдаёт дом, он начинает разрушаться. То же самое и с благоустройством: плиткой, лавочками, детскими площадками. Всё это так или иначе нужно будет ремонтировать и содержать. Зелень же будет расти вместе с домом. Через 5-10 лет все эти деревья и кусты станут выше и будут радовать жителей.
Когда будете выбирать квартиру в доме, где вместо двора — парковка, просто представьте, что через несколько лет весь асфальт потрескается, а денег на его восстановление не будет. С зеленью таких вопросов меньше: её тоже нужно иногда обновлять и ухаживать, но это куда проще и дешевле. Озеленение можно сравнить с вином: чем старше, тем лучше.
Детская площадка во дворе не самая плохая (песочница вообще крутая). А вот большие спортивные площадки для футбола, баскетбола, хоккея или тенниса нужно выносить из дворов в парки — от них много криков и шума. С учётом квартальной планировки, стены отражают звук, и в итоге весь дом страдает от шума и не может открыть окна.
Что важно, здесь есть спокойные зоны для тихого отдыха — двор работает на всех жителей. Об этом часто забывают. Когда заходит разговор о дворе, обычно ставят какую-нибудь детскую площадку, но никто не думает о пенсионерах, холостяках и, скажем, молодых парах — они тоже должны как-то пользоваться двором.
Последний жирный плюс — чистые фасады и входы на уровне тротуара. Судя по всему, управляющая компания следит за тем, чтобы жители не вешали спутниковые тарелки, кондиционеры и не меняли остекление. Это сохраняет архитектуру красивой.
Проблема первых этажей и психология забора
При любой застройке встаёт вопрос с первыми этажами — жить на них не очень комфортно, когда мимо твоей спальни и кухни постоянно ходят люди. При точечной микрорайонной застройке это решают отодвинутыми красными линиями (фасадами) от тротуара. В квартальной же планировке сам дом формирует улицы и сделать такое сложнее. Самый распространённый способ решения проблемы — сделать коммерцию на первых этажах, им это только на пользу:
Вот только не все улицы подходят для бизнеса, иногда просто не хватает плотности или транзитного потока людей. Тогда на первых этажах делают палисадники и отдельные входы для квартир:
Здесь же вокруг домов просто воткнули заборы с проходными. В итоге окна первых этажей смотрят на мир через клетку заборов, а человек на улице идёт не мимо красивых домов, а мимо зоны отчуждения.
У нас вообще заборы и камеры прочно ассоциируются с безопасностью, из-за чего дворы начинают походить на тюремные дворики. Но безопасность не измеряется количеством камер или километрами заборов. Нужно создавать социальную безопасность, когда за улицей и двором всегда кто-то «присматривает»: бизнес на первых этажах, прохожие и сами жители.
Относительно подъездов и дворов в первую очередь нужно создавать безопасность через морфологию жилья и социальное программирование. Жители хотя бы должны знать соседей, чтобы отличать «своих» от «чужих». Если в доме живёт 150 человек, то делать это сложно, но возможно. Если больше, то никто просто не запомнит лица соседей.
Заборы, камеры и домофоны дают мнимое чувство безопасности. Я, например, смог спокойно пройти во двор. Настоящая же безопасность начинается в тот момент, когда люди берут ответственность за общее имущество.
Местный парк
В Солнечном разбили большой парк — причём в общепринятом формате: минимум функций и максимум зелени. Получилось полноценное общественное пространство.
Тут тоже разноуровневое озеленение и даже был создан рельеф с холмами. Место не выглядит стерильным, а тот же холм идеален для катания зимой на санках.
Отдельно хочется выделить детскую площадку, потому что она очень крутая:
Мы часто забываем, что главная функция детской площадки — обучение ребёнка. Она учит его взаимодействию с другими детьми и с миром вокруг, физике вещей, даёт проверить свои возможности. Верёвочные городки как раз хороши тем, что по мере взросления ребёнок может преодолевать новые трудности и осознавать свои силы.
Кроме того, здесь использованы естественные материалы. Дерево меняется по ходу жизни детской площадки, а зимой можно продолжать игру. Внизу здесь мульча и песок, а они хорошо поглощают удары. И с песком ещё можно играть. Пластика в современном мире и так слишком много, дети должны учиться контактировать всё же с естественными и благородными материалами.
Такое общественное пространство позволяет людям меньше сидеть дома и больше контактировать друг с другом. Люди не замыкаются в своих квартирах, а выходят и общаются. В конце концов, главная роль города — сводить людей воедино.
Стоит отметить и экономическую составляющую. Когда в районах делают такие центральные общественные пространства, это позволяет застройщикам вкладывать меньше средств в благоустройство во дворах. Если в 5 минутах от каждого дома такой парк, то нет особой необходимости ставить дорогую площадку в каждый двор (что увеличивает стоимость недвижимости и усложняет обслуживание).
За счёт таких общественных пространств получается рационализировать все траты, чтобы была нормальная себестоимость квадратного метра. Это позволяет сделать получше подъезды или использовать более дорогие фасады. Такого у нас очень часто не хватает.
Как такое получилось
Здесь получилась классная городская среда, и это максимально приближенный российский новый район к европейским образцам: улица — это улица как общественное пространство, дворы — зелёные и комфортные.
Из минусов, конечно, большая проблема удалённости и отсутствие нормального транспорта. Это всё ещё спальный район с минимальным набором заведений, магазинов и просто рабочих мест.
Также здесь не хватает большего разнообразия жилья: да, есть дома с разной этажностью, но нет, скажем, таунхаусов или двухэтажных квартир, которые востребованы на нашем рынке, но практически не встречаются.
Тут главный успех не столько дизайнерский или планировочный, сколько организационный: поле развивал один девелопер, но не самостоятельно, а сообща с другими застройщиками. Здесь пошли по европейскому пути с чётким мастер-планом на этажность, фасады и другие параметры застройки. Если обычно у нас генплан закрепляет этажность и функцию будущих зданий, то здесь таких параметров было гораздо больше. Только если в Европе это всё прописывает муниципалитет, то здесь это была инициатива собственника.
Кроме того, минус транспортной доступности наверняка побудил застройщиков бороться за клиентов качеством среды: так появилась адекватная этажность, улицы и другие плюсы Солнечного. Если здесь когда-нибудь появятся рабочие места и университеты, а район станет менее спальным и более полноценным, то получится мини-центр Екатеринбурга.