June 8, 2020

В Москве будут экстренно расширять тротуары и рисовать велополосы

Судя по всему, до Собянина и Ликсутова дошли простые истины: для безопасного и ускоренного выхода из кризиса нужны широкие тротуары и инфраструктура для велосипедистов. Это позволит соблюдать безопасную дистанцию и пересадить людей из метро и наземки на велосипеды (а не в автомобили).

Тротуар

... мы прорабатываем возможность создать новые пешеходные зоны, расширить тротуары в самых востребованных для пешеходов местах — у станций метро и основных мест притяжения людей. Поскольку мера временная, можно такие расширения организовать за счет парковки или крайних полос движения в тех местах, где ширина тротуаров недостаточна. — здесь и далее слова Артура Шахбазяна, зам. руководителя Центра организации дорожного движения
Для начала мы наметили места вблизи станций метро «Бауманская», «Новослободская», «Пушкинская», в том числе на улицах Селезневская, Большая Бронная. Рассматриваем возможность расширения тротуаров на 1-й и 2-й Брестской, Каланчевской, Новой Басманной, Ладожской, в 3-м Сыромятническом переулке. Там пешеходов много, и ширина тротуаров не всегда достаточна для дистанцирования.

Просто напомню, что Дептранс раньше уже пробовал тактический урбанизм на улицах Москвы, но в итоге «как в Нью-Йорке» не получилось.

Велополосы

Сейчас мы прорабатываем варианты создать ранее запроектированные в городе велополосы, не меняя при этом существующую схему движения транспорта, за счет выделения их соответствующей разметкой. ... Кроме того, добавим велоразметку на самых востребованных для велосипедного движения выделенных полосах, это повысит безопасность и будет служить дополнительным напоминанием для других участников движения.

Тут надо напомнить, что в какой-то момент Собянин разочаровался в велодорожках: было сделано несколько улиц в весьма сомнительном виде, а велопробок как в Амстердаме не последовало. Последние годы велополосы лишь исчезали с улиц, зато чиновники не брезговали заявлять о росте километража велополос за счёт выделенных полос для автобусов.

При реконструкции некоторых улиц велополосы всё же закладывали в габарит проезжей части, но в последний момент разметку и знаки вычёркивали из проекта. На Лесной, Малой Дмитровке и многих других улицах можно хоть завтра вводить велополосы, парковок или полос для машин меньше не станет. На Дмитровке даже велосветофор долгое время стоял, но его в итоге сняли:

Рисовать же пиктограммы велосипеда на выделенных полосах предлагали ещё несколько лет назад, но вспомнили об этом только сейчас.

А как у других

Подобные процессы сейчас идут во многих городах мира: с помощью разметки, знаков и мебели на месте карманов или полос для машин делают проход для людей или безопасный путь для велосипедистов. Расширять тротуары и прокладывать временные велодорожки традиционным методом нет времени: только на торги уйдёт несколько месяцев.

Париж

Конечно, можно ничего не менять, а просто запретить людям приближаться к другим и неистово штрафовать за нарушение, но куда умнее дать возможность соблюдать дистанцию в 1,5-2 метра друг от друга.

Берлин

Меры хоть и называют временными, но почти всегда власти сразу говорят: возвращать всё обратно никто не планирует, просто по мере возможности строители будут делать временные меры постоянными.

Милан

Дополнительно многие города временно разрешают бизнесу бесплатно и без особой бюрократии занимать парковки у заведений для постройки парклетов. Есть примеры субсидий жителям на покупку велосипедов, электровелосипедов или самокатов.

Лондон

Например, в Лиссабоне до конца года обустроят 55 км велополос, а уже в 2021 они станут постоянными. Скоростной режим на улицах снизят до 30 км/ч и поставят 7 750 велопарковок. Здесь же создадут Фонд мобильности в размере 3 млн. евро: горожане смогут получить по 100 евро на покупку обычного велосипеда, 350 евро — на электровелосипед и до 500 евро на грузовой велосипед. Вот здесь много других примеров: тыц.

Знай своё место!

К сожалению, без «но» мы не обошлись:

Эти меры не будут идти в ущерб автомобилистам и никак не скажутся на пропускной способности улиц, так как мы берём в расчет именно улицы с незагруженным трафиком.

Я прекрасно понимаю, что сделать велополосы и расширить тротуары можно за счёт простого сужения полос для машин — их количество и пропускная способность останется прежней, зато движение станет безопаснее для всех (смотри пост про вред широких полос). Есть и другие способы сделать хорошо без перегибов.

Но тут меня больше всего задевает прямое указание на место человека вне машины и приоритеты города: вам сделают безопасно, только если это не помешает господам внутри автомобиля. Нет машины? Или просто решил дойти пешком или доехать на велосипеде пару остановок вместо ожидания электробуса? Теперь это автоматически делает жителя человеком второго сорта, просто замечательно.

Пешеходы и велосипедисты не создают пробок, не портят воздух, не влетают в остановки на скорости 80 км/ч, но при этом они же оказываются крайними. Вот только в итоге крайними окажутся вообще все, даже автомобилисты, ведь даже до машины нужно идти... пешком. Про парклеты для спасения бизнеса тут вообще глупо вспоминать.

Телеграм, ВК, ФБ, Тик-ток, Твиттер, Инстаграм, Ютуб