Павелецкая площадь после реконструкции: история долгостроя и спешка к выборам
В Москве большое событие — открыли площадь перед Павелецким вокзалом. Почти 20 лет здесь был забор с котлованом, где даже успел образоваться небольшой пруд. Сейчас же в рамках строительства подземного торгового комплекса здесь обустроили площадь с озеленением и фонтаном.
В общем, обзор старой-новой площади.
История места
В 1922—1941 годах площадь называлась Саратовской, с 1941 до 1992 года — Ленинской, в память о прибытии сюда из Горок гроба с телом В. И. Ленина. В 1992 году названа Павелецкой площадью по Павелецкому вокзалу перед которым находится.
Сама площадь раньше была гораздо меньше, между вокзалом и Садовым кольцом была застройка:
Застройку снесли при реконструкции вокзала, которая проходила в 1980-х. В итоге появилась площадь-сквер:
И вот мы переходим в наши дни. В конце 1990-х здесь решили построить торгово-развлекательный центр с парковкой. К работам приступили в 2002–2003 годах, но в 2010-х строительство было приостановлено из-за проблем у инвестора. За годы здесь даже образовалось небольшое озеро:
В 2018 году территорию изъяли у прежних владельцев, а в 2019 российское бюро «Апекс» на основе проекта американского «5+ Design» разработало архитектурную концепцию реконструкции и благоустройства Павелецкой площади.
На днях тут открыли часть площади, пока без самого торгового центра. Пишут, что на 3 Га высадят порядка 350 лиственных и хвойных деревьев и 18 000 кустарников, разобьют газоны и цветники. Всё это сделано по сути на крыше ТРЦ, который уходит под землю на 40 м. Сам ТРЦ готов на 90%, инвестором проекта стала группа «ПИК».
Реконструкция трамвая
Это тоже часть истории, но про неё часто забывают: в 2020 году в рамках строительства ТРЦ здесь передвинули трамвай ближе ко входам вокзала. Вообще, это норма для любого развитого города с реальным приоритетом общественного транспорта: выходишь из здания вокзала, аэропорта или метро, и на первой линии будет трамвай или выделенка с автобусом, а уже после – стоянки такси, парковки и всё прочее.
Здесь же трамвай передвинули ради расширения участка. Более того, за счёт ТРЦ наконец-то сделали стрелку в сторону центра города. Это позитивная история, но смущает, что она стала возможна скорее вопреки всему и вся.
Теперь же тут полноценные приподнятые остановки с павильонами:
Транспорт абсолютно безбарьерный, для этого платформы выше тротуара и расширены в зоне остановки:
Новое озеленение
Как мы помним, под площадью сплошной бетон, но это не помешало озеленить её. По сути, это мини-Зарядье — там тоже всё построено и высажено на эксплуатируемой кровле.
Заодно высадили деревья у самого вокзала:
Кроме того, озеленение многоуровневое: кроме деревьев есть ещё газоны и кустарники.
Местами озеленение разделяет потоки - это куда лучше привычных для нас заборов.
Это нельзя назвать парком, да он и не очень-то нужен в таком месте. Большая часть озеленения вообще служит для того, чтобы скрыть вентшахты и другие коммуникации.
Со временем и при правильном поддержании зелень выполнит свою функцию, но пока куда не глянь — везде будут торчать технические помещения ТРЦ:
Фонтан и смотровые зоны
Переходим к фишкам места. Начнём с центра: тут появился сухой фонтан. Судя по новостям, зимой здесь будут заливать каток:
Получается, внутри площади сделали площадь поменьше. Получилось хорошо, ведь всё же вокзал, трамвай и две станции метро генерируют большой поток людей, здесь же площадь даёт свободный проход и ориентирует человека на вход в вокзал и к остановкам трамвая.
Площадь получилось многоуровневой, на уровне второго этажа появились смотровые зоны:
Здесь навес полированный, неплохой спот для фоток в инстаграм. Хотя бетонные яйца-скамейки противопоказаны для зимнего использования:
Вторая зона уже попроще, а между ними небольшой амфитеатр:
Ещё тут поставили качели. Просто, но работает:
Вот только импровизированную детскую зону сделали прямо у Садового. Шум, выхлопы и большие скорости в 20м от детей:
Успеть до выборов
Переходим к проблемам. Начнём с простого: качество работ ужасное. Видно, что очень торопились открыть всё к выборам. Многое заляпано бетоном:
Каких-то деталей просто не хватило, поэтому пришлось мостить из того, что было:
Резать аккуратно? Зачем? Да и вообще, кривая плитка — фишка Москвы.
«Опять эти урбанисты недовольны! Москва тут хорошеет, а они вместо звёзд в луже видят лужу!» — подумают многие. Просто ответьте честно сами себе: если бы вам в квартире сделали ремонт с щелями, плохо подогнанными дверьми и кривым паркетом — вы бы это так и оставили или заставили всё переделать? Надеюсь, второе. Так почему, если мы не терпим такое у себя дома, то должны терпеть и на улицах своего города?
А вот зачем эта стенка я вообще не понял:
Барьерная среда
Следующий уровень проблем: ступеньки. Тут их много!
Вокзал — это место, где большая часть пассажиров так или иначе относится к маломобильным из-за багажа. Да и просто в городе порядка 1/3 жителей — маломобильные по разным причинам. Для всех них даже одна ступенька является препятствием.
Притом пандусы где-то в стороне — тоже плохое решение, это усложняет навигацию и требует от людей наматывать круги. Поэтому в современном мире создают универсальный дизайн, который доступен для каждого по умолчанию. Посмотрите на те же новые вокзалы в Нидерландах — там вокзалы с площадями сделаны на одном уровне как раз из-за этого. А у нас вот так:
Даже такая клумба на транзитном пути пассажира уже является проблемой:
Сейчас открыли лишь часть площади, часть пандусов почему-то оказалось за забором. Вероятно, с полным открытием ситуация станет лучше, но сам подход ужасный: сейчас дизайн площади делит людей на полноценных жителей и людей второго сорта. Аналогичная проблема в Москве с новыми станциями метро: их чаще всего запускают без работающих лифтов, но нигде об этом не сообщают.
Ну и вишенка на торте: попытка сделать красивый план из закруглённых дорожек вместо прямых дорожек. В итоге люди массово ходят через газоны:
Агрессивный дизайн
Обычных скамеек замечено не было: либо их ещё не установили, либо их специально не стали ставить из-за привокзальной публики. Надеюсь, что причина первая, ведь от лавок без спинок страдают обычные жители и пассажиры — на них сложно долго просидеть, место как бы ненавязчиво прогоняет тебя. Это называется враждебным дизайном.
Проблемы же с асоциальными личностями решают иначе: социальными программами, ночлежками и помощью. Кроме того, отсутствие скамеек никак не прогонит их, ведь они часто обитают вокруг вокзалов из-за нашего же отношения к месту (приехал-уехал, остальное не моё дело).
На эту тему можно почитать статью Роберта Розенбергера "On hostile design: Theoretical and empirical prospects". Исследователь приходит к выводу, что такой дизайн лишь усугубляет проблему бездомных, удаляя их из публичного поля и внимания горожан.
Итого
Несмотря на озвученные минусы, на сегодня это самая дружелюбная привокзальная площадь Москвы. Кроме того, благоустройство сделано на частные деньги — это всегда радует.
Ряд проблем можно будет безболезненно исправить, скорее расстраивает сам подход открытия таких важных мест недоделанными. Я надеялся, что Собянин изрёк урок из открытия Зарядья, когда под ногами людей всё разрушалось и последующие годы все вспоминали кривой газон и шатающуюся плитку, но увы.
На мой взгляд, здесь есть три ключевых плюса:
- Улучшения трамвая;
- Опыт высадки растений на эксплуатируемую крышу;
- Совмещение частных интересов с общественными.
Итоговые же выводы можно будет делать после полного открытия площади с ТРЦ и первой зимы.