November 29, 2019

Послевоенный Амстердам: реновация пятиэтажек и панелек

Каждый раз после публикации постов о Нидерландах я читаю комментарии из серии «наш город N не Амстердам», «мы слишком разные» и так далее. Удивительно, какое число причин люди могут придумать, лишь бы не принимать на себя что-то хорошее. Сегодня же я покажу вам послевоенный Амстердам (район озера Sloterplas), который местами очень сильно напоминает Капотню или любой другой советский спальник 1950-1980 годов. Заодно посмотрим на воспитание детей через животных, элементы дизайна и общественные пространства.

Застройка

Начнём с привычного. Вам это что-то напоминает?

А вот так? Чуть уменьшить окна, упростить кладку, убрать скатные крыши, и получатся наши хрущёвки. Всё-таки после войны вызовы у городов были общие, все приходили к схожим решениям.

Заасфальтировать улицу, добавить ям и луж — будет рядовой междворовой проезд:

Панельки тоже в наличии. Про социальный взрыв и превращение соседнего панельного района в гетто я уже подробно рассказывал. Здесь район застраивался так: город сдал застройщикам землю в аренду на льготных условиях, это позволило построить дешёвое типовое жильё для рабочих. Идеи модернизма тогда были популярны не только в СССР.

Хотя стоит сказать, что оригинальная архитектура тоже имеется. Например, круглый дом:

Пожарная часть:

Но в основном всё типовое:

Некоторое время назад район стал превращаться в неблагоприятный: падение цены недвижимости, заселение мигрантами и прочие прелести. Город включил район в план реновации и уплотнения (подробный план, 178 стр).  Здесь не продают землю, её сдают в аренду на 99 лет с возможностью продления. Как только срок заканчивается, начинается процесс освоения. Дата окончания аренды известна ещё при подписании контракта на покупку или аренду жилья, так что люди знают всё заранее. Вместо старых домов появляются новые:

Слева старое жильё, справа — новое:

Новое жильё хорошо создаёт разнообразие квартир и архитектуры. Только не дайте низкой этажности ввести вас в заблуждение — строят плотно, в дело идёт каждый квадратный метр.

В Нидерландах очень любят кирпич, в целом местная архитектура отличается своим стилем от немецкой или английской — редкое явление в наше время:

Вообще в Нидерландах не ценится высотное жильё, здесь привыкли жить ближе к земле и смотреть на красивые улицы и дома. Есть даже мнение, что основной принцип жилья здесь — чтобы оно красиво выглядело из соседнего окна.

Иногда попадается специализированное жильё. Например, это дом престарелых:

Необычная форма имеет не менее необычную историю: заказчик запросил определённое количество квадратных метров, но со всеми ограничениями построить такое оказалось невозможно, поэтому архитекторы MVRDV от безысходности нарисовали огромные выносы для прохождения этого параметра, особой надежды на утверждение не было, но заказчик принял!

С другой стороны более спокойные балконы:

Сейчас этот дом часто включают в архитектурные подборки. Вот так из дома престарелых сделали новую достопримечательность города на самой окраине:

Около хаба с жд станцией, метро и трамваем появилась высотка — это дешёвое жильё для молодёжи:

Часто в рамках одного дома смешивают разные функции. Например, здесь на первых этажах начальная школа, а сверху жильё:

Транспорт

Одна из главных проблем новых районов «в поле» — необходимость строить дорогую инфраструктуру и увеличение времени поездки, что критично для общественного транспорта и велосипедизации. Если же уплотняться внутри существующих границ, то проблем куда меньше. Здесь уже давно есть железная дорога со станцией, вокруг которой обустроили большой хаб:

Помните, я вам говорил про комбинацию общественного транспорта и велосипеда? Вот она во всей красе, подземных велопарковок здесь ещё не сделали:

Рядом автобусные остановки. Платформы сделаны таким образом, что все маршруты видны с одной точки и равноудалены от входа на станцию.

С другой стороны трамвай, с платформ сюда ведёт прямая лестница — пересадка занимает буквально минуту:

А вокруг хаба... высадили травы:

Красиво, экологично и функционально. У нас могло быть так же, но коммунальщики везде по умолчанию пихают газон.

В районе же есть магистральный автобус:

Берлинская подушка — лежачий полицейский, который автобус проезжает без тряски за счёт более широкой колеи:

Магистральная улица. Такими же могли быть улицы в Капотне, если бы не депутат Инна Святенко.

Ещё голландцы очень любят делать круги вместо светофоров — это дешевле и безопаснее. Они ухудшают работу общественного транспорта и удлиняют путь пешеходов, но если улица скорее жилая, то решение вполне хорошее. Здесь хорошо видны радиусы — велопереезд и полоса сделаны так, чтобы велосипедист не попал в мёртвую зону водителя.

Парки и благоустройство

Важная часть обновления района — парки и иные общественные пространства, через вложения в них город повышает цену земли и привлекает инвесторов. Собственно, это стандартная схема для районов: благоустройство — инструмент привлечения инвестиций, которые как раз отбивают вложения в парки, улицы и набережные.

Здесь уже был огромный парк с самым большим в городе озером, тут особо ничего не делали, просто городской лес с полянами:

Это новый небольшой парк, здесь постарались соединить природу и горожанина. Не нужно ехать в лес или на дачу, чтобы собрать малину, грибы или посмотреть на рыбу.

В самом красивом месте... детский сад. Дети могут смотреть на лес и воду, гулять вдоль неё или даже (о боже!) мочить ноги. Напомню, детей здесь изначально учат плавать, в том числе в одежде.

Пока у нас бетонируют естественные берега и закатывают в асфальт поляны с холмами, здесь их специально делают:

Одна из целей парка — восстановить местную экосистему, вернуть местные флору и фауну, которые были конкретно в этом месте до застройки. Частично это получилось.

Есть совершенно «дикие» места, где ты правда ощущаешь себя как в лесу и можно отстраниться от всего и подумать о вечном:

Есть более общие зоны, где аккуратно вставлены, например, переправы:

Смотровая зона для детей. Обратите внимание на покрытие: никакого асфальта, укрепление через мульчу.

Холм уединения:

Иногда это ведёт к лужам, но здесь это даже нормально выглядит, как часть общей природы:

Зона для массовых мероприятий, здесь уже больше мебели и места:

Кажется, что всё слишком простое, как же детская площадка, турники и так далее? Иногда ничего этого не надо, люди сами разберутся с тем, как пользоваться парком: делать пикники, гонять мяч или просто загорать.

А если что-то и вставляется, то всегда нужно чувствовать баланс.

У нас считается, что везде должен быть или лес, или а-ля Парк Горького. В действительности парки есть разных типов и для разных целей. Иногда в рамках одного совмещают разные функции.

Тут даже есть место для кострища! В вашем городе есть легальное место, чтобы прийти с друзьями и посидеть вокруг костра?

Тут же стоит центр с персоналом, возможно, это ещё и комьюнити-центр.

Арт-объект из умершего дерева:

Школы

Ещё один элемент качественного обновления района — школы. В самых плохих районах появляются самые хорошие школы. Про одну из них я подробно рассказывал недавно — она как раз из этого района.

Другая школа, оцените размер велопарковки у входа — здесь создают такие условия, чтобы дети сами приезжали на занятия:

Районные зоопарки

В каждом районе города есть контактные зоопарки. Это не совсем корректное название, потому что в России такие места служат скорее для развлечения, здесь же это образовательная площадка.

Сюда приводят детей для обучения обращению с животными, учат ухаживать за ними и ценить. За животными нельзя бегать и тем более дёргать. Зато можно смотреть и участвовать в стрижке овец, создании молочной продукции, следить за взрослением детёнышей и так далее. Есть даже зоопарки, которые окупают свою работу.

Часто в таких местах работают люди с заболеваниями, которым нужна терапия и специфичная работа.

Соседский центр

В 2003 году город хотел застроить набережную вдоль озера, жителям это не понравилось, начались протесты. Жителей поддержали политики, ещё случился кризис 2008 года — всё сошлось удачно, в результате планы отпали, а жители застолбили место соседским центром. Его открыли два года назад, хотя самой организации-музею 15 лет.

Философия музея: воссоздать атмосферу 1950х, сохранить историю места. Особенно это важно в контексте обновления района.

Здесь говорят про город через призму себя: как играли, как родители отправляли детей одних в магазин, а сами платили в конце недели. Это история, это эмоции жителей и связь поколений. Здесь беспокоятся, какое поколение они получат через 20 лет.

Ещё здесь можно провести своё мероприятие, а ещё продают пиво, кофе, вино и кексы. По сути, это независимый соседский центр.

Здесь работает 3 сотрудника, но есть 110 волонтеров со всего района. Экспозиция про модернизм сделана ими, без госсредств, здесь это норма.

Архитектор Алло Ван Ейск придумал концепцию минималистских детских площадок, что за детей не нужно додумывать — пусть фантазируют. Такие были популярны в советское время, их можно легко встретить в старых районах. Здесь тоже такие были, именно такая стоит перед входом:

Больше постов и роликов про урбанистику в других соцсетях:

Телеграм, ВК, ФБ, Тик-ток, Твиттер, Инстаграм, Ютуб