Серпухов: новое благоустройство и развитие бизнеса

Когда речь заходит о новом хорошем благоустройстве, мы обычно вспоминаем города-миллионники — Москву, Красноярск, Екатеринбург и так далее. Но в России есть много других мест, где тоже умеют делать круто. Пример тому — Серпухов, где живёт всего 125 тысяч человек. Посмотрим, что получилось хорошо, а что пошло не так (куда же без этого).


Вокзал и пространство вокруг

Серпухов расположен на границе Московской и Тульской областей, но всё же тяготеет к Москве. Многим жителям для работы и учёбы нужна связь со столицей, благо тут всего полтора-два часа на электричке до центра столицы.

Соответственно, устройство привокзальной площади важно для нормального функционирования города: у людей должна быть возможность спокойно приехать сюда на автобусе, велосипеде или дойти пешком, сесть в электричку и отправиться по делам, а потом так же комфортно вернуться домой.

В то же время это важно и для туризма: в Подмосковье сейчас стараются через благоустройство развивать предпринимательство и исторические города. Например, я уже показывал Зарайск и Коломну. Секрет успеха здесь не только Кремли и богатая история, ещё важна быстрая и надёжная связь с огромной Москвой до 2-3 часов — именно частые и быстрые электрички обеспечивают поток туристов.

До реконструкции в 2019 году площади у вокзала как таковой и не было — вместо неё простиралось асфальтовое поле с заборами и поликарбонатными остановками.

2019 год

Город начинается с вокзала, это его витрина - здесь вместо красивых видов и приятных эмоций просто какие-то теплицы. Навесы важны для комфорта пассажиров, но делать их в таком виде категорически нельзя.

2019 год

Существуют лёгкие и просматриваемые навесы. Они позволяют добежать до нужной остановки и не промокнуть. Вот пример из Зальцбурга:

Зальцбург, 2018 год

Другая проблема Серпухова, что площади был автобусный хаб, но не было нормального общественного пространства: ни нормально подождать свой поезд, ни назначить встречу, ни встретить гостей. Это постарались исправить. Раньше было три линии платформ и широкая дорога — одну платформу убрали, чуть сжали всё остальное и в итоге вошла площадь с памятником, озеленением и туристско-информационным центром.

Тут мы потихоньку переходим к проблемам. Например, павильон для туристов закрывает вид на старое здание вокзала. Странное решение: убрать лишние «теплицы», но потом поставить на их место павильон. Было бы логичнее разместить центр внутри здания, но тут неожиданный поворот: вокзал не работает и выставлен на продажу. Всего 68,5 млн рублей — может кому надо?

Громкая реклама достопримечательностей и истории города из динамиков каждые несколько минут — другая беда места. Тут и так постоянные объявления с железной дороги, громкие автобусы с нетерпеливым бибиканьем водителей, а тут ещё и это. Вообще не очень непонятно, зачем её крутить в самом Серпухове, если люди уже и так сюда приехали. Лучше поставить аккуратный стенд и выдавать карту города.

Примерно половину пространства занимает фонтан и памятник. На первый взгляд, в памятнике нет ничего плохого, их же постоянно ставят на площадях — получается своего рода стержень и акцент, вокруг него формируется архитектурный ансамбль.

Но есть нюанс. Площадь небольшая, и значительная её часть отдана под те объекты, с которыми люди не смогут нормально взаимодействовать. С памятником Храброму и Донскому можно сфотографироваться один раз и на этом всё. На фонтан приятно смотреть, но из-за огромной чаши с широким парапетом не получится подойти и потрогать воду — сухие фонтаны в плане действий куда более разнообразны.

Кроме того, памятник и фонтан стоят на огромном постаменте: получается перепад уровней из-за двух больших ступеней. А мы помним, что часто железной дорогой пользуются люди маломобильные: с сумками, тележками, колясками. Для них очень важна безбарьерная среда и навигация, а тут в некоторых местах получается довольно узко.

Плюс в местных пабликах я читал комментарии самих жителей, там среди прочего задавали простой вопрос: зачем в городе второй памятник князю Владимиру Храброму?

Надо заметить, что в наших городах вообще не любят заниматься привокзальными площадями. Причина простая: все действия нужно согласовывать с РЖД, а им это вообще не сдалось. В Серпухове отлично видны разные зоны ответственности: памятники, мощение, остановки делали город и область; а примыкающие к путям ларьки, клумбы, скамейки и убитый асфальт — скорее всего вотчина РЖД.

Есть основной надземный переход для доступа к платформам, но он не оборудован эскалатором или лифтом — нет доступной среды. Получается интересный контраст: с одной стороны — благоустроенная площадь, с другой стороны — застывшие 90-е.

Новое озеленение

Рядом с вокзалом появилось огромное количество зелени — в первую очередь деревьев. И это отлично, потому что без озеленения сделать комфортный город невозможно. В Серпухове часть деревьев высадили в грунт, а часть поставили в кадках. Последнее решение неудачное, потому что так деревья расти не могут: для роста корней просто нет места, плюс бетон не согревает корни (хотя иногда туда вставляют утеплитель — как здесь я не знаю). В общем, такие деревья приходится постоянно менять, а денег на это в местном бюджете просто нет.

У нас не всегда высаживают деревья в грунт, потому что сетевые компании не хотят возиться с ними во время ремонта коммуникаций. Но ведь есть кустарники и разнотравье, из которых тоже получится сделать классное озеленение, защитив площадь от шума со стороны дороги. Об этом почему-то забывают. Например, можно вспомнить новое озеленение Варшавы:

Пример разнотравья из Варшавы

Часть деревьев на площади высадили на уровне тротуара и прикрыли приствольными решётками. Это правильно, потому что решётка защищает корни деревьев от вытаптывания, предотвращает образование грязи и не сужает ширину тротуара. Но при этом сами решётки почему-то не смогли сделать на одном уровне с тротуаром: такой выступ грозит травмами людям, которые пойдут с электрички в потоке или в темноте и просто не заметят косяка строителей.

Одноразовое благоустройство

Отдельно нужно сказать о качестве работ и материалов — оно здесь скверное. Площадь сдали в 2019 году, а велопарковки, скамейки, схемы площади с урнами уже ржавые и разваливаются.

Разъёмом USB в скамейке воспользоваться нельзя — снизу торчат провода.

В некоторых местах мощение вывалилось, и его просто закидали каким-то цементом и строительным мусором.

Важно не столько сделать благоустройство, сколько правильно его поддерживать. Если сэкономить на чём-то во время стройки, то потом за это дважды или трижды придётся переплатить муниципалитету.

Автобусные линии и остановки

Раньше вдоль вокзала и железной дороги шло несколько автобусных линий с остановками, на которых высаживали людей. После реконструкции ничего кардинально не поменялось, лишь две остановки съехали вбок. С одной стороны, это самый простой подход: водителям и пассажирам не приходится привыкать в новому.

С другой стороны, такое расположение линий неудобно: при выходе с поезда вы не видите всех остановок и не можете сразу понять, откуда вам нужно уезжать. Есть схемы с маршрутами (часть из которых уже устарела), но нет простой и понятной — подсознательной — навигации.

А ещё из-за растянутости фронта посадки-высадки получается разная удалённость остановок. Было бы лучше, если бы эти линии шли не параллельно железной дороге, а перпендикулярно или под углом. Количество линий можно было бы увеличить до 3 или 4. Грубо говоря, напротив вокзала была полноценная площадь, а напротив пешеходного моста уже хаб — функции бы сохранились, но было бы удобнее пользоваться автобусами и площадь не была бы отрезана от здания вокзала.

Мне в этом плане куда больше нравится реконструкция привокзальной площади Савёловского вокзала в Москве. Платформы прямо у выхода из метро и вокзала, плюс всё организовано таким образом, что человек с одной точки видит все остановки и отходящие от них маршруты. При этом сами маршруты сгруппированы так, что автобусы, идущие в одном направлении, отправляются с одной остановки. Это удобно: если человеку подходят несколько маршрутов, то ему не надо метаться между платформами, когда подъезжает нужный автобус.

Москва
Москва

Около серпуховского вокзала никак не решили вопрос с диспетчеризацией. Когда водитель приезжает, и ему нужно отстояться, чтобы выдержать интервал, сходить в туалет или отдохнуть, он просто оставляет автобус там, где ему удобно. Из-за этого другие водители вынуждены высаживать людей из второго ряда. Кроме того, блокируются треугольники видимости переходов.

Не все проблемы транспортно-пересадочных узлов можно решить с помощью дизайна. Важно административно заниматься маршрутами, следить за тем, как они ездят, и заниматься диспетчеризацией. Сначала надо подумать об организации, расписании и местах для отстаивания, а потом уже переходить непосредственно к дизайну. У того же Савёловского вокзала перед остановками есть специальные небольшие карманы, где водители могут отстаиваться — они никому не мешают и за каждым маршрутом закреплено своё место.

Москва

В Серпухове этого нет. Ещё при благоустройстве просто забыли, что водители и кондукторы — тоже пользователи площади. И их работа напрямую влияет на безопасность пассажиров: им нужно место, где сходить в туалет, помыть руки, разогреть еду и так далее. Это очень важный фактор, про который забывают или специально игнорируют.

И да, возить людей в 2021 году на маршрутках и ПАЗиках — это издевательство. Как минимум с точки зрения доступной среды, хотя качество сервиса, когда микроавтобус может приедет, а может и не приедет тоже не отличается надёжностью. Но материал всё же про благоустройство.

Площадь Ленина

Перенесёмся в центр города на площадь Ленина. Прежде это была ярмарочная площадь с торговыми рядами, где кипела жизнь. Со временем она утратила эту функцию, и ещё буквально 2 года назад здесь было одно большое асфальтовое поле с необоснованно широкой дорогой.

1905 год
2019 год

Да-да, это самый центр города! В какой-то момент в Серпухове не нашли ничего умнее, как просто всё залить асфальтом и превратить площадь в самый большой круг для дрифта в России:

2019 год

Сейчас это исправили: дорогу сузили до двух полос (хотя можно оставить и одну), а к транспортной функции площади добавилась ещё и функция общественного пространства — можно купить кофе и посидеть на лавочке, назначить встречу, почитать книжку и так далее. Да хотя бы можно просто перейти улицу без риска для жизни.

Вдоль зданий по бокам площади неплохо поработали из обычных проездов сделали общее пространство (shared space). То есть убрали различия между тротуаром и проезжей частью — напоминает улицу до изобретения автомобиля, когда все были равны и договаривалась, кто кого пропустит. В мире и России этот приём себя хорошо зарекомендовал.

2019 год

Кроме того, на площади появились зоны для разных видов отдыха: есть спокойные места, детские площадки и даже одну из примыкающих улиц сделали пешеходной! Хотя почему-то в центре, внутри «круга» очень мало зелени и странные рисунки мощения.

Появилось руинирование. Прежде на площади стоял большой храм, который взорвали в советские годы. Восстанавливать его не стали, зато остатки фундамента решили не закрывать, а наоборот показать всем.

Это отличный способ сохранения наследия, который у нас применяют крайне редко. У нас принято или всё восстанавливать и лепить новоделы под старину, или вообще ничего не делать. Руинирование же — относительно недорогой и честный способ сохранения истории.

Рядом же историческая справка и макет старой площади:

Другое достижение этого проекта — приствольные решётки новых деревьев всё же смогли сделать на уровне тротуара, ура!

На площади сделали велодорогу, но как-то подозрительно забыли про велопереезды. Такое ощущение, что их просто в последний момент не согласовал кто-то из ГИБДД и их выкинули из проекта. При этом понижения под них сделаны:

Велопереезды — ключевой элемент безопасности для велосипедистов, ведь именно на перекрёстках появляются конфликтные точки и велосипедистов массово сбивают. Правило же спешивания на переходах не работает: человек выбирает велосипед или самокат, чтобы ехать, а не стоять или идти со скоростью пешехода.

Кроме того, тормозить и начинать движение с нуля требует больших физических усилий, за пару таких переходов человек просто может выдохнуться. В общем, поэтому многие эксперты (да и я тоже) предлагают считать развитие велоинфраструктуры не через километраж велодорог и полос, а оценивать статистику аварийности и число безопасных переездов. Делать велодороги, но не делать велопереезды глупо.

Ещё одна проблема площади — большое количество знаков и их размеры. Здесь не стали применять малые типоразмеры, зато от души везде добавили ядовитых рамок. В итоге гуляя по площади, ты смотришь не на красивые здания и зелень, а постоянно утыкаешься взглядом в заборы из знаков. Благо, эту проблему легко поправить.

Напомню простое правило: безопасность улиц не измеряется количеством знаков или километрами заборов. На улице с безопасным дизайном водитель просто не имеет возможности разогнаться быстрее разрешённой скорости — так и предотвращают трагедии.

И в России, и в мире есть подход, когда на всей улице убирают разметку и знаки, чтобы водители, пешеходы и прочие участники движения договаривались между собой и следовали здравому смыслу. Не надо недооценивать умственные способности людей.

Местный бизнес и большая цель благоустройства

На примерах Зарайска, Ногинска и других подмосковных городов я уже рассказывал, насколько при благоустройстве важно мыслить стратегически и видеть большая цель. Да, жить в красивом городе приятно, но благоустройство должно решать более насущные проблемы — это инструмент, а не цель. Скажем, перезапуск экономики и создание комфортных условий, чтобы люди переезжали в этот город — вот хорошие задачи благоустройства.

У нас часто благоустройство идёт «опережающим» путём: в хорошем месте делают приятную среду, чтобы бизнесу стало интересно открывать на первых этажах общепит и другие сервисы. В Серпухове же нужды в таком опережающем благоустройстве нет. Здесь на удивление хорошо развита сфера общепита и есть конкуренция. Это один из немногих городов, где ты без проблем найдёшь место с вкусной едой и приятной атмосферой.

Это важно не только для туристов, но и для самих горожан — кофейни, рестораны и бары часто играют важную роль в культурной жизни города. Это не только места для встреч и праздников, но ещё и площадки для переговоров, выступлений местных групп, локальных производителей и так далее.

Часто бизнес даже становится нематериальным наследием города — привет Петербургу и Львову. А ещё это рабочие места и налоги, часто такие заведения тянут за собой и другие отрасли: строителей, дизайнеров, фермеров и так далее.

В рамках благоустройства той же площади Ленина даже закрыли для машин одну из примыкающих улиц. Бытует мнение, что если закрыть улицу для движения машин, то всё сразу встанет и бизнес умрёт, а тут опять ничего не встало и не умерло!

2019 год

Я пообщался с одним из местных рестораторов и спросил, насколько новое благоустройство повлияло на бизнес. По его словам, эффекты сложно оценить из-за пандемии, но летние веранды однозначно помогли компенсировать ограничения на посадку внутри.

Удивительно, но в последние годы по смелости и качеству проектов Подмосковье опережает саму Москву. Особенно радует, что часто большинство работ по благоустройству проводятся в рамках какой-то большой концепции. Хотя с транспортной частью проектов видно проседание.

Пугает одно: у муниципалитетов часто не хватает денег и специалистов для поддержания такого благоустройства. Будем надеяться, что Серпухов продолжит развиваться, горожане будут счастливее и сюда станут переезжать из других городов.

Больше постов и роликов про урбанистику в других соцсетях:

Телеграм, ВК, ФБ, Тик-ток, Твиттер, Инстаграм, Ютуб